Шахта лифта

  Лифт любого типа состоит из следующих конструктивных частей:

  • строительной части;
  • механического оборудования;
  • электрооборудования.

Строительная часть лифта, предназначенная для размещения лифтового оборудования, подготавливается строительной организацией, но может быть выполнена и нашей компанией. Лифтовые шахты должны соответствовать требованиям Строительных норм и правил (СНиП), Технического Регламента и требованиям противопожарной безопасности.

   Строительная часть рассчитывается на нагрузки, возникающие при эксплуатации и испытаниях лифта, а также обрыве всех тяговых канатов или цепей. Ее проектирование нашей коммпанией осуществляется в соответствии с строительным заданием на проектирование строительной части и государственными стандартами на пассажирские и грузовые лифты.

   Строительная часть лифта с машинным помещением состоит из машинного помещения и собственно шахты, в которых размещается все оборудование лифта. В зависимости от конструкции лифта в состав строительной части может входить блочное помещение. В последнее время на лифтовый рынок поступают лифты без машинного помещения. Доступ посторонних лиц в эти помещения не допускается. Они должны быть защищены от воздействия внешних факторов.

   Доступ в помещения, в которых размещено оборудование лифта, осуществляется по горизонтальным площадкам. При расположении помещения и подхода к нему в разных уровнях с перепадом, превышающим 0,35 м, должны применяться стационарные лестницы, удовлетворяющие следующим условиям:

  • лестница высотой более 1,5 м должна устанавливаться под углом не более 60° к горизонту;
  • ширина лестницы в свету должна быть не менее 0,35 м, ширина ступенек  не менее 25 мм. В случае устройства вертикальной лестницы расстояние между ступенями и стеной, расположенной за лестницей,  не менее 0,15 м. Ступени должны быть рассчитаны на нагрузку 1500 Н;
  • лестница высотой более 0,5 м должна оснащаться перилами высотой не менее 0,9 м или поручнем;
  • высота лестницы должна быть не более 4,0 м.

   Шахта лифта  это пространство, в котором перемещаются кабина, противовес и (или) уравновешивающие устройства кабины.

  При проектирование лифтов, нужно знать, что лифтовая шахта должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование: стенами, перекрытием и полом или расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности.    

    Шахта лифтов может выполняться полностью или частично огражденной, иметь частично несплошное (сетчатое и т.п.) ограждение. В ней может размещаться оборудование лифта:

  • кабина, предназначенная для перевозки людей и (или)
  • грузов.противовес - устройство, разгружающее привод лифта;
  • тяговые канаты   или цепи, с помощью которых тяговое усилие от подъемного механизма передается кабине;
  • натяжное устройство каната ограничителя скорости, канат ограничителя скорости, обеспечивающий механическую связь кабины с ограничителем скорости;
  • пружинные буфера (или упоры)  устройства, на которые садятся соответственно кабина и противовес при прохождении ими уровня нижней этажной площадки;
  • направляющие кабины и противовеса  устройства, по которым, как по рельсам, движутся кабина лифта и противовес;
  • подвесной кабель, предназначенный для связи электрооборудования кабины с НКУ;
  • уравновешивающие элементы (цепи, канаты или резинотросовые ленты), применяемые в тех же целях, что и противовес, но при значительном весе тяговых канатов;
  • освещение шахты;
  • электрооборудование, необходимое для определения местонахождения кабины в шахте;
  • порталы с дверями шахты;

    Кабина, противовес лифта и уравновешивающее устройство кабины должны находиться в одной шахте.

    Часть шахты, расположенная ниже уровня края нижней этажной площадки, называется приямком. В нем размещаются буфера или упоры кабины и противовеса, натяжное устройство ограничителя скорости. Приямок должен быть защищен от попадания в него грунтовых и сточных вод. При нахождении кабины на полностью сжатых буферах должно обеспечиваться:

  • свободное пространство в приямке, достаточное для размещения прямоугольного параллелепипеда с размерами не менее 0,5x0,6x1,0 м, лежащего на одной из своих граней;
  • зазор от пола приямка до наиболее нижних частей кабины не менее 0,5 м, а для малого грузового лифта не менее 50 мм.

   Допускается изменение зазора до 0,1 м между полом приямка и башмаками, щитами под порогами кабины, элементами вертикальнораздвижных дверей кабины, а также деталями ловителей и каркаса кабины, расположенными в пределах 0,2 м от направляющих.

   В приямок должен быть обеспечен безопасный доступ обслуживающего персонала. Приямок глубиной более 0,9 м для входа в него оборудуется стационарным устройством (лестница, скобы и т.п.), расположенным в пределах досягаемости из дверного проема. Приямок глубиной более 2,5 м оборудуется входной дверью. Она должна вместе с замками выдерживать нагрузку 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2, приложенную к дверной панели под прямым углом в любой ее точке с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация и изменение функционирования после снятия нагрузки не допускается.

   Верхняя часть шахты, расположенная между полом верхней посадочной площадки верхнего обслуживаемого лифтом этажа и перекрытием шахты, называется верхним этажом. Здесь в лифтах устаревших моделей расположен концевой выключатель, размыкающий цепь питания подъемного механизма в случае, если изза неисправности в системе управления кабина пройдет выше уровня верхней посадочной площадки.

   По конструкции шахты подразделяют на глухие и приставные. В глухих шахтах ограждение выполняют со всех сторон; возводятся они, как правило, внутри здания.

   Шахты приставных лифтов возводятся снаружи здания и имеют сплошное ограждение, возможно и остекление, на всю высоту. Они относятся к металлокаркасным шахтам. Несущие конструкции каркаса крепятся к стене здания с помощью установленных в ней кронштейнов. Такие шахты применяются при реконструкции старых зданий малой этажности; в последнее время их возводят и во вновь строящихся зданиях, похожим образом монтируются щлз лифты.

    Кроме того, шахты подразделяют на несущие, конструкции которых воспринимают все возникающие при работе лифтового оборудования нагрузки, и ненесущие, которые выполняют функции ограждения, а нагрузки полностью или частично передаются на элементы зданий.

    В качестве стеновых строительных материалов применяют полнотелый кирпич, бетон и железобетон.

    Кирпичные шахты выполняют из полнотелого кирпича. Толщина стены кирпичной шахты должна быть не менее 250 мм. Необходимо, чтобы швы были разделаны, а стены не имели выступов и впадин.

    Современные строительные технологии позволяют возводить шахты из монолитного железобетона методом скользящей опалубки одновременно со строительством здания. Закладные детали для крепления кронштейнов направляющих кабины и противовеса устанавливают при выполнении строительных работ. Также по ходу работ выполняют ниши, в которые при монтаже лифта устанавливают настилы.

    При возведении глухих шахт применяют специальные железобетонные конструкции  тюбинги. Такая конструкция представляет собой отрезок шахты высотой в один этаж. Тюбинги изготавливают на домостроительных комбинатах или заводах железобетонных изделий, где их оснащают закладными элементами, к которым крепят кронштейны для направляющих кабины и противовеса, а также порталы с шахтными дверями и настилы. На стене тюбинга со стороны шахтных дверей устанавливают вызывной аппарат.

    Шахту монтируют из тюбингов непосредственно на строительной площадке с помощью башенного крана. Тюбинги позволяют применять поточный метод монтажа лифтов для типового жилищного строительства, а также при возведении промышленных и общественных зданий.

    Металлокаркасные шахты для пассажирских, больничных и грузовых лифтов устанавливают при невозможности возведения глухих шахт или экономической нецелесообразности, например если нужен лифт в коттедж. Для выжимных и тротуарных лифтов возведение таких шахт не допускается. Металлокаркасные шахты выполняют несущими и ненесущими. Их устанавливают в проеме лестничных клеток между маршами, а также снаружи здания. Каркас такой шахты состоит из несущей рамы, стояков и поясов. Нижнюю опорную балку обычно изготавливают из равнобочного стального углового профиля и укладывают в фундамент приямка строго по уровню. Ее габариты соответствуют размерам шахты по ширине и глубине.
    По углам опорной рамы вертикально устанавливают отрезки угловой стали, называемые стояками. По высоте шахты их стыкуют друг с другом с помощью накладок, которые приваривают к концу одного отрезка, а к другому крепят с помощью нескольких болтов. Между собой стояки соединяются горизонтальными поясами, представляющими собой раму, собранную из угловой стали. На каждый этаж приходится примерно по два пояса.
    Каркас шахты по высоте прикрепляют к конструкциям здания с помощью кронштейнов, заделанных в строительные конструкции здания, путем приварки или болтами.

    Высота шахты лифта, оборудованного лебедкой с КВШ или барабаном трения, должна быть такой, чтобы при противовесе, находящемся на полностью сжатых буферах, одновременно обеспечивались:

  • возможность перемещения кабины по направляющим на расстояние не менее 0,1 + 0,035 v2 , м, где v м, где v  номинальная скорость лифта, м/с;
  • зазор между уровнем предназначенной для размещения обслуживающего персонала площадки на крыше кабины и расположенной в проекции кабины нижней частью перекрытия шахты (включая балки и размещенные под перекрытием конструктивные элементы) не менее 1,0 + 0,035 v2, м;
  • зазор между нижней частью перекрытия шахты и частями направляющих башмаков или роликов, креплений канатов, перемычки или частей вертикальнораздвижных дверей не менее 0,1 0,1 + 0,035 v2, м;
  • свободное пространство над кабиной, достаточное для размещения параллелепипеда с размерами не менее 0,5 х 0,6 х 0,8 м, лежащего на одной из своих граней.

   У лифтов с прямой подвеской тяговые канаты и их крепления могут находиться в этом пространстве при условии расположения канатов на расстоянии, не превышающем 0,15 м от одной из вертикальных поверхностей параллелепипеда.
    Сплошное ограждение шахты должно выдерживать нагрузку, равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2 и приложенную под прямым углом в любой ее точке с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не допускается. Плоские или формованные стеклянные панели, применяемые для ограждения шахты в доступных для людей местах, должны быть выполнены из многослойного стекла и иметь высоту в соответствии с требованиями ПУБЭЛ.

    В шахте лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем пожарной и охранной сигнализации, диспетчерского контроля и систем, предназначенных для отопления и вентиляции шахты. При этом любые устройства управления и регулировки отопительной аппаратуры должны размещаться вне шахты лифта.

    Шахта лифта должна быть оборудована стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50 лк при закрытых дверях шахты.

    Крайние аппараты освещения устанавливаются на расстоянии не более чем 0,5 м от самой верхней и самой нижней точек шахты. Остекленную, огражденную сеткой или частичо огражденную шахту допускается не оборудовать стационарной осветительной аппаратурой, если наружное освещение обеспечивает требуемую освещенность внутри шахты.

 Шахта лифта и машинное помещение для гидравлического лифта.

   Часть здания, предназначенная для размещения оборудования гидравлического лифта, в ряде случаев, может не отличаться от используемых для лифтов с электромеханическим приводом.

   Для перемещения кабины оборудуется шахта, а гидроагрегат и станция управления размещается в машинном помещении, которое обычно примыкает к наружной стене шахты в или размещается в закрываемом металлическом шкафу.

   Для исключения опасности перегрева силовой части гидрооборудования в машинном помещении предусмотрена система принудительной вентиляции. В установках повышенной мощности при интенсивном использовании в лифт пассажирский может устанавливаться теплообменник.

   В гидравлических лифтах, в которых рабочие нагрузки воспринимаются основанием приямка шахты, может использоваться свободно стоящая конструкция металлокаркасной шахты. В гидравлических лифтах с консольной установкой купе кабины для крепления направляющих требуется только одна несущая стена, что дает определенные преимущества для проектировщика и архитектора здания.

   Под перекрытием шахты допускается установка отклоняющих блоков, элементов канатной подвески и ограничителя скорости и т. п. при условии обеспечения их технического обслуживания. Под перекрытием шахты закрепляется оборудование для подвески вспомогательных грузоподъемных устройств необходимых для подъема пустой кабины и гидроцилиндра при проведении ремонтно(профилактических работ.

   В лифтовой шахте кроме кабины должны находиться цилиндр или цилиндры и соответствующие дополнительное оборудование.


   Шахта может находиться внутри здания и занимать свободное пространство в центре лестницы или специальное пространство, обычно примыкающее к лестнице, или же располагаться снаружи в примыкающем к зданию пространстве.

   В настоящее время имеется тенденция к использованию для перемещения кабины специальной лифтовой шахты, полностью изолированной от других помещений здания. Это не исключает использования пространства в центре лестницы при условии наличия достаточного пространства и отсутствия запретов со стороны органов противопожарной безопасности.

   Обычно, если нет желания или места для установки лифта внутри здания, используется примыкающие внешние приставные шахты.

   В лифтах с гидроцилиндрами прямого действия, в которых шток поршня непосредственно воздействует на нижнюю балку каркаса кабины, поперечные размеры шахты определяются размерами пола кабины с учетом толщины стен купе и зазоров между кабиной и стенами ограждения шахты.

    В табл. приведены размеры лифтовой шахты в зависимости от грузоподъемности, как для пассажирских, так и для разных размеров грузовых лифтов.

Приямок

    Поскольку кабина может спускаться в приямок, его размеры в плане совпадают с размерами лифтовой шахты. Глубина приямка определяется, во-первых, техническими требованиями, а во-вторых, соображениями безопасности пассажиров и технического персонала, выполняющего ремонтные и профилактические работы.

   У приямка шахты лифта с задним расположением гидроцилиндра прямого действия гидроцилиндр опирается с помощью фланца на пол приямка. Опорой пружинных буферов и направляющих служат бетонные подушки, высота которых выбрана с учетом обеспечения необходимой глубины приямка.

   Пол приямка должен выдерживать нагрузки от гидроцилиндра и направляющих кабины, так как в гидравлических лифтах все вертикальные нагрузки, нормального и аварийных режимов приходятся на дно шахты, практически не воздействуя на конструкцию здания. На дно приямка постоянно оказываются воздействия, передаваемые направляющими, буферами и цилиндром, который посредством поршня поддерживает кабину. При нормальной работе лифта направляющие подвергаются трению башмаков кабины и в отдельных случаях верхней части поршня, а в аварийных ситуациях подвергаются воздействию ловителей или стопорных устройств.


    Если учитывать наличие кронштейнов крепления направляющих, величину нагрузок при нормальной работе лифта можно считать незначительной, чего нельзя сказать о нагрузках при срабатывании ловителей или других устройств аварийной остановки кабины.

    Дно приямка, таким образом, должно выдерживать не только действие силы тяжести направляющих, но и нагрузки при срабатывании ловителей или стопорных устройств.

    Нагрузка, передаваемая на землю или железобетонное перекрытие пола приямка, при посадке кабины на буфер определяется максимальной величиной тормозной силы, зависящей от его конструкции и параметров. При определении необходимой несущей способности плиты дна приямка учитывается, что срабатывание ловителей или стопорных устройств происходит не одновременно с посадкой кабины на буфер.

    Как и приямок, верхний этаж шахты имеет те же поперечные размеры, что и лифтовая шахта. Она должна иметь достаточную высоту для обеспечения правильной работы лифта и безопасности при проведении ремонтных и профилактических работ на крыше кабины.

Для определения высоты следует принимать во внимание, что верхний этаж шахты должен:

  • вмещать кабину, внутренняя свободная высота которой не должна быть менее 2 метров. С учетом необходимости размещения вентиляционных отверстий и осветительной аппаратуры она может быть увеличена до 2,2 до 2,5 м. или еще больших размеров.
  • позволять кабине останавливаться над порогом последней верхней остановки так, чтобы при этом не срабатывал конечный выключатель, и, следовательно, чтобы кабина могла нормально продолжать движение вниз. Учитывая малые скорости движения кабины в момент остановки двигателя, можно считать это расстояние равным примерно 20 - 30 мм.
  • позволять кабине останавливаться, после срабатывания конечного выключателя, прежде, чем нижняя часть поршня коснется упора в головке цилиндра.
  • позволять поршню, после остановки кабины конечным выключателем и амортизатором, пройти небольшой отрезок пути прежде, чем он коснется расположенного в головке цилиндра ограничителя. Это расстояние можно считать равным 10 - 20 мм.
  • обеспечивать безопасность электромеханика во время ремонтных и профилактических работ.

    Учитывая указанные ранее значения для высоты кабины гидравлического лифта и считая, что обычно скорость подъема кабины вряд ли превысит 0,7 м/сек., высота головная часть шахты должна быть не менее 3,10-3,20 м.

    Машинное помещение гидравлического лифта рассчитано на размещение гидроагрегата, станции управления и теплообменника, при необходимости его установки. Машинное помещение может располагается внизу сбоку от лифтовой шахты, над шахтой или быть удалено от нее на расстоянии не более 10 м от гидроцилиндра, что способствует более гармоничному решению экономических и архитектурных задач. Это в большинстве случаев и заставляет отдавать предпочтение гидравлическим лифтам особенно в тех случаях, когда силовое оборудование и система управления не требует размещения в фундаментальном машинном помещении здания.

    Размеры машинного помещения определяются конструкцией лифта и размерами гидроагрегата, а также условиями гарантирующими удобство и безопасность работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

    В гидравлических лифтах машинное помещение может отсутствовать. В этом случае гидроагрегат, вводное устройство и станция управления могут устанавливаться в запираемом металлическом шкафу в непосредственной близости или на допустимом удалении от шахты. В этом случае вводное устройство, гидроагрегат и станция управления размещаются в запираемом на замок металлическом шкафу. Установка в боковом проеме шахты обеспечивает наибольшую экономию помещения здания и хорошие условия охлаждения гидроагрегата за счет циркуляции воздуха в шахте коттеджного лифта.

    Необходимо отметить, что приведенные схемы размещения гидроагрегата предполагают отсутствие необходимости в установке теплообменника, что характерно для лифтов небольшой грузоподьемности при низкой интенсивности использования.